Кстати, Анаксимандра раньше Дарвина осенило, что «первые люди» произошли из «животных другого вида» — из рыб. Теперь мне понятно, почему мадам из 258 квартиры напоминает акулу.
Кроме того, Анаксимандр первым из древнегреческих философов выдвинул теорию о бесконечном множестве миров. В целом философия Анаксимандра была первой из класса бесконечных.
Следующим философом, которого интересовала душа и её составляющие, был ученик Анаксимандра — Анаксимен. Он считал, что началом всего является ни вода, как полагал Фалес, а воздух, потому что его Фалес таковым не считал. С воздухом Анаксимен отождествлял решительно всё: душу, тело, божество, мир. Душу считал бессмертной. Огонь представлял разряженным воздухом, который когда сгущается, становится водой, затем землей и наконец камнем. Был убеждён, что душа воздушна, потому что жизнь есть дыхание.
Душой также интересовался современник Анаксимандра, учитель Пифагора — философ Ферекид, первым выдвинувший учение о превращениях душ, где различал три элемента: огонь, воздух и воду, которые распадаются на пять частей и способствуют возникновению сверхъестественных существ. Это Океаниды, Офиониды, Крониды, полубоги-герои и духи-демоны, где Офиониды — олицетворители темных хтонических сил, возглавляемых змием Офионей, выступают против Зевса, который после жестокой космической войны свергает их в Тартар при поддержке титанов, руководимых Кроном.
Надеюсь, теперь вам понятно почему Ферекид воздерживался от мясной пищи и регулярно выполнял очистительные обряды?!
Великий математик и философ Пифагор считал, что душа бессмертна, потому что является осколком эфира — переходит с небес в воздушные слои и на землю исключительно по воле Урана, от которого, а также от титанов, даймонов и богов люди получают на время бессмертную и нетленную душу, но не в момент зачатия, а при рождении.
Область души в человеческом теле простирается от сердца до головного мозга. Эмоции находятся в сердце, сознание и интеллект — в мозгу. Душа питается кровью. Вены, артерии, жилы — оковы души.
Душа состоит из нескольких частей — сознающей, бессознательной, эротической, тени и личины. Кроме того, имеет монадическую, ноическую мужскую часть и диадическую, бессознательную — женскую.
Неразумная бессознательная часть души безгранична, беспредельна, многочисленна, то есть левая, кривая, темная, злобная. А разумная часть души, совершенная энергия ума и речи, склонная к добру, то есть предельная, светлая, прямая, правая. Разумная часть души делится на три части — сознание, интеллект и эмоции. Сознание и интеллектуальная часть души бессмертны, эмоциональная — смертна.
Душа обладает четырьмя способностями — к размышлению, чувству оценки, чувственному ощущению и наитию: мышление сообщает душе о существовании вещей и явлений, дает им имена, вводит понятия, соединяет понятия в умозаключения, ищет истинное суждение; чувство определяет ценность вещей, измеряет и определяет человеческие взаимоотношения, сообщает душе о приемлемости или неприемлемости чего-либо, создает мнение; наитие помогает душе постигнуть суть явлений и вещей, позволяет предвидеть ход событий, не опираясь на жизненный опыт.
Души, пришедшие в этот мир для наказания, должны быть наказаны. Поэтому трудности являются благом, и не следует ни с кого снимать его ношу, а нужно, наоборот, помогать её взваливать.
Пифагор увещевал воздерживаться и отвергать роскошь, приучать себя к умеренности и мужественному образу жизни, не осквернять жалким, дерзким, скандальным, грубым, призывал относиться к животным как к родичам, не чинить им обиду, не убивать и не поедать.
Философ Гераклит полагал, что душа, как и космос, имеет огненную природу, потому что началом всего является огонь, всё вышло из огня и всё в огонь войдет. Чем больше божественного огня, тем больше души. В человеческом теле душа принимает вид страсти, размышления, мысли, страдания. Душа -первооснова человеческой жизни и познания. Душа происходит благодаря испарению влаги либо сама себя производит в двойном количестве из логоса. Душа самая нежная божественная материя тепла. Душа не имеет определенных границ, ибо так глубок ее разум, что не познать ее обычному смертному. Она вечна и бессмертна, но для души опасна вода, ибо эта низшая материя, которая может осквернить высшую материю — божественный огонь.