Человеческое тело выразительно и прекрасно. В изобразительном искусстве оно занимает центральное место. Вместе с тем, в природе нет другого предмета художественного изображения, который можно сравнить с головой и фигурой человека по содержанию сложнейших, разнообразных, бесконечно подвижных и выразительных форм. Художник должен отобразить и возраст, и половую принадлежность, и состояние здоровья, и душевные переживания человека, и многое другое.
Несмотря на то, что человеческое тело является для нас самым знакомым объектом, большинство почти ничего не знает о его конструкции — составе, расположении, назначении, форме, размерах, взаимодействии частей (деталей, органов), скрытых под кожей. Однако, это постигается довольно легко. Гораздо сложнее научиться отображать внутреннее состояние человека — более тонкую сферу, которая подвластна далеко не всем художникам, имеющим и серьезные знания о конструкции человека, и обладающими основательными навыками изображать его.
Чтобы научиться отображать переживания человека, надо разбираться в их колоссальном разнообразии и особенностях. А это не только чувства голода, жажды, боли, приятного и неприятного, усталости, болезни и здоровья, радости и печали, любви и ненависти, ужаса, стыда, страха, восторга, сострадания, отчаяния и блаженства, но и дифференцированные и устойчивые интеллектуальные, эстетические, нравственные чувства, возникающие на основе высших социальных потребностей человека.
ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Объектами изучения пластической анатомии человека являются: скелет, суставы, мышцы, детали лица. Особое место в пластической анатомии занимают пропорции и движения, методы изображения человека на анатомических основах — построение фигуры, опираясь на скелет и мышечные обобщения, а также проработка деталей различных анатомических образований.
Пластическая анатомия в полной мере касается компьютерных художников, потому что компьютер — не более, чем инструмент в ваших руках. Умение же нарабатывается по старинке — планомерным накоплением знаний и практикой, практикой, практикой. Тем не менее, компьютер помогает научиться изображать человека в несколько раз быстрее (при средних способностях ученика — на порядок!), потому что берет на себя рутинную работу, которая отнимает у традиционного художника до 90 процентов энергии и времени.
Тело человека состоит из органов и систем органов.
Орган — часть целостного организма, имеющий определенное строение и специальное назначение (сердце, легкие, желудок, печень и так далее).
Системы органов — органы тела, совместно выполняющие определенные функции (нервная система, органы опоры и движения, органы дыхания, органы кровообращения, органы пищеварения, половые органы, покров тела и другие).
Человеческое тело принято подразделять на голову, шею, туловище (торс), верхние и нижние конечности.
Голова — черепная коробка и лицо.
Шея — цилиндрическая часть тела, соединяющая голову с торсом.
Туловище — грудная клетка и живот.
Верхние и нижние конечности — руки, ноги.
СОСТАВ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА
Торс имеет четыре поверхности: две боковые, переднюю и заднюю. Передняя поверхность торса — грудь и живот, задняя — спина.
Облик человеческого тела формируют следующие структуры:
Скелет, он же костяк, — пассивная часть двигательного аппарата, представляющая собой совокупность твердых образований, составляющих опору (остов) тела человека. Скелет — основа конструкции фигуры человека, определяющий подвижность, пропорции и формы.
Мышцы, они же мускулы, мышечная ткань — активная часть двигательного аппарата человека. Мышцы прикрепляются к костям и предназначены для передвижения частей скелета относительно друг друга. Мышцы и скелет вкупе образуют опорный и двигательный аппарат тела, формируют его рельеф, меняющийся в соответствии с движением.
Жировая ткань — маслянистое вещество, служащее (упрощенно) для защиты организма от механических повреждений, обогрева, избежания потери тепла. С разной интенсивностью располагается на внутренних органах и мышцах и определяет полноту, худощавость фигуры.
Кожная ткань — тончайший, крайне прочный наружный покров тела, служащий для защиты организма от внешних воздействий. Участвует в осязании, обмене веществ, терморегуляции.
Волосы — роговые нитевидные производные кожи, образующие локальные покровы. Содержат пигменты, определяющие их окраску. Защищают тело от механических повреждений и потери тепла.
Ногти — плоские роговые защитные образования концевых фаланг пальцев рук и ног.
Видимую нам форму тела человека создают исключительно три структуры — скелет, мышцы и жировые ткани.
Если жировая ткань — вещество аморфное (бесформенно-расплывчатое), способное располагаться где, в каком количестве и как “заблагорассудится”, то скелет и мышцы — создания Природы вполне “обдуманные”, каждая деталь которых занимает в общем ансамбле строго определенное место, имеет свое назначение, форму, размеры. Иначе говоря, безошибочными ориентирами художнику, изображающему человека, служат скелет и мышечные массы, а на жировые отложения полагаться не следует.
Изучением скелета и мышц мы будем заниматься вплотную. Заранее успокою тех, кого пугает сложность вопроса. В конструкции каждой составляющей скелета и мышц заложена высочайшая, выверенная тысячелетиями целесообразность, а логичное постигается без особых проблем.