Пример для второго случая. Вы никогда не сможете одновременно смеяться и выражать отвращение, потому что мышцы смеха тянут рот кверху, а мышцы отвращения — книзу. Природа не предусмотрела такое состояние в душе человека, следовательно, не отразила на теле.
Однако, обладая незаурядной исследовательской одержимостью, перед зеркалом можно добиться совместной работы этих мышц. И тогда экспериментатору станет понятно, отчего Природа не включила в свой мимический арсенал сие выражение. Поэкспериментируйте, если не из пугливых.
Из гуманных соображений я не решаюсь демонстрировать вам рисунок подобной гримасы.
Теперь рассмотрим, какие изменения происходят с лицом, головой человека с годами.
Вначале в общих чертах. Кожа теряет свою эластичность (упругость), обвисает все больше. Как правило, жировая прослойка с годами исчезает, поэтому форму лица начинает определять костная структура. Утрата зубов — меняет форму подбородка.
Теперь возрастные изменения в деталях.
Волосы на голове с годами редеют, седеют. Брови становятся редкими, тонкими. У мужчин частенько появляются залысины и лысина.
Все отчетливее проявляется костная основа висков, на которых образуются углубления, видны артерии. На лбу четкие морщины.
Веки несколько прикрываются, глазницы выступают вперед, глаза впадают. Вокруг глаз возникают кожные складки.
Щеки впадают, кожа на них обвисает, скулы рельефны.
Уши выглядят больших размеров, ушные мочки (дольки) висят, не соединяясь с головой — только с раковиной.
Нос становится шире, отчетливо видны его кости.
Рот впадает, от губ во все стороны разбегаются морщинки.
Отсутствие зубов наклоняет плоскость между носом и ртом внутрь, а подбородок поднимает вверх.
Кожа на нижней челюсти и худой шее обвисает.
Приступаем к работе. Вначале рисуем мужское лицо, согласно возрастным изменениям.
Для наглядности создаем серию рисунков — с возрастными изменениями с интервалом в 15 — 20 лет.
Теперь женское лицо с возрастными изменениями с интервалом в 15 — 20 лет.
ИЗОБРАЖЕНИЕ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Рисуя голову человека следует помнить, что любое положение ее и ее строение отчетливо выявляются только в связи с шеей и плечами. Поэтому во всяком наброске или рисунке надо обязательно изображать голову с шеей и плечами.
Придерживайтесь факта, что голова имеет округлую (сферическую) форму — напоминает яйцо, обращенное тупым концом вверх и назад. Все детали этой большой формы, все выпуклости и впадины, образованные костями черепа и разнообразными мускулами, прикрывающие кости, — все это не нарушает общей округлости формы человеческой головы.
Несмотря на то, что анатомическое строение головы у всех людей одинаково, голова каждого отдельного человека имеет свои индивидуальные особенности. У одного человека широкий выпуклый лоб и узкое тонкое лицо с маленьким подбородком; у другого низкий лоб и сильно развитая нижняя челюсть; у третьего тяжелый затылок и маленькое лицо с мелкими чертами.
Лицевая часть головы является наиболее сложной и разнообразной по форме. В ней сосредоточены все органы чувств человека.
Глазные яблоки близки по форме к шару, подвижны. Находятся в гнездах глазных впадин прикрытых веками.
Голова, как и все тело человека, симметрична.
Если на рисунке через середину глаз провести вспомогательную линию, то она пересечется с профильной линией в переносице. Переносица является постоянной неподвижной точкой, из которой можно исходить в построении головы в фас и в профиль. Найдя местоположение переносицы, можно, ориентируясь на эту точку, проверять по ней правильность положения всех частей головы: затылка, подбородочного возвышения, скул, глаз, рта, ушей и так далее.
Следовательно, найдя положение и основные пропорции головы, шеи и плеч и общий характер формы самой головы, следует наметить так называемую крестовину, образуемую срединной линией и линией глаз, а затем, исходя из местоположения переносицы, перейти к поискам пропорций частей головы, к определению поверхностей, охватывающих большую форму.