Когда вы рисуете чей-то портрет, неплохо бы знать об этом человеке несколько больше, чем видите перед собой. Тогда полнее отразите не только внешность его, но и сущность, что для портретного жанра наиважнейшее дело.
Пример. Изображая человеке с желчным лицом и таким же умом — немецкого философа Артура Шопенгауэра, я ознакомился не только с его философским наследием, но и с характером этого великого человека. А был он довольно любопытной личностью.
Являлся представителем волюнтаризма, Артур Шопенгауэр считал истинной реальностью волю, а весь созерцаемый в пространстве и времени мир — представлением. Свое учение он назвал пессимизмом (от латинского наихудший), то есть представлением о том, что в мире преобладают: негативное начало, настроение безысходности, неверие в будущее. Главным сочинением Шопенгауэра стало «Мир как воля и представление».
Артур Шопенгауэр в совершенстве владел латинским, английским, французским, итальянским и испанским языками. Подавляющее время проводил в кабинете в окружении бюста Канта, статуи Будды, портретов Гете, Декарта, Шекспира и массы гравюр с изображением собак.
Несколько его изречений:
“Человеку, стоящему высоко в умственном отношении, одиночество доставляет двоякую выгоду: во-первых, быть с самим собою и, во-вторых, не быть с другими”.
“Жениться — это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить обязанности”.
“Жизнь есть ночь, проводимая в глубоком сне, часто переходящем в кошмар”.
“То, что людьми принято называть судьбою, является, в сущности, лишь совокупностью учиненных ими глупостей”.
“К какому выводу в конце концов пришли Вольтер, Юм и Кант? К тому, что мир есть госпиталь для неизлечимых”.
“Тот, кто отрицает разум у высших животных, должен сам иметь его немного”.
“Кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком”.
“Человек, в сущности, дикое, страшное животное. Мы знаем его лишь в состоянии укрощённости, называемом цивилизацией, поэтому и пугают нас случайные выпады его природы”.
Создавал я портрет Артура Шопенгауэра следующим образом. Нарисовал Карандашом, глядя на фотографию 1. Все кривые Сварил, Соединил узлы по периметру изображения, Разбил на части, замкнутый объект зачернил 2. Остальное Сварил (для наглядности показываю его отдельно с черной обводкой) 3. Назначил третьему изображению белую обводку 4. Третье изображение (с белой обводкой) покрасил Кистью с белой заливкой 5. Все Сгруппировал.